Гранты и конкурсы Для молодых ученых Конференции

Научные лаборатории

Лаборатория комплексных проблем здоровья и развития личности

 

Заведующий лабораторией

Казин Эдуард Михайлович,

д.б.н., профессор

«Лаборатория комплексных проблем здоровья и развития личности» была создана в 2014 году. Она является структурным подразделением университета (кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности), осуществляющим свою научно-исследовательскую деятельность на базе государственной образовательной организации «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (ГОО «Кузбасский РЦППМС»).
Лаборатория создана для практической подготовки обучающихся по образовательной программе  направления «Биология» путем реализации КемГУ части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций, и включающей возможность осуществления научной деятельности, расширения исследовательского принципа обучения и  научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под  руководством научных работников, а также специалистов, которые могут не иметь научной степени и/или ученого звания  и /или стажа научно-педагогической работы, но обладают достаточным практическим опытом по направлению профессиональной деятельности. Соответствующей деятельности КемГУ.
Целью функционирования лаборатории является совершенствование образовательной и научно-практической деятельности, направленной на усиление  роли высшего профессионального образования и науки в сфере проведения комплекса фундаментально-прикладных медико-физиологических, эколого-социальных, психолого-педагогических исследований по вопросам адаптации, здоровья и развития субъектов образования в соответствии с реализацией Федерального государственного стандарта общего и профессионального  образования и подготовку практикоориентированных кадров  в области здоровьесберегающей деятельности в системе образования.
Стратегической задачей лаборатории является  научно-методическое сопровождение практической деятельности ГОО «Кузбасский РЦППМС» для расширения сети инновационной инфраструктуры в региональной системе образовательных организаций различного типа, вида и уровня, а также координации научно-исследовательской и научно-методической работы с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации  и переподготовки работников образования, Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования, институтом «Безопасности жизнедеятельности» Новосибирского госуниверситета на основе типовых договоров о творческом сотрудничестве.
ГОО «Кузбасский РЦППМС» на базе «Лаборатории комплексных проблем здоровья и развития личности»:
- осуществляет научно-методическую, научно-исследовательскую, учебно-исследовательскую деятельность по части дисциплин согласно учебного плана направления «Биология»;
- предоставляет места для проведения практик и организует руководство научно-исследовательской работой студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей;
- создает необходимые условия для реализации учебного процесса, обеспечивает студентов помещениями, оборудованием для проведения теоретических и практических занятий, выполнения научно-исследовательской работы;
- проводит фундаментальные и прикладные исследования по вопросам адаптации, здоровья и развития индивида с привлечением студентов, магистрантов, аспирантов и сотрудников кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности КемГУ.
По итогам работы за 2014-15 г.г. :
- защищена 1 докторская диссертация и 4 кандидатских диссертации;
- издана монография «Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесберегающей функции»  (Э. М. Казин, О. А. Козырева, О. Г. Красношлыкова и др.; под ред. Т. Н. Ле-ван. Новосибирск: Изд-во «СибАК»,134 с.);
- подготовлено к публикации методическое пособие «Психолого-педагогические и физиологические базовые основания решения проблем адаптации и развития субъектов образования» (10 п.л.; Изд-во КРИПКиПРО, I квартал 2016 г.);
- подготовлено к публикации учебное пособие «Формирование безопасного и здоровьесберегающего поведения  школьников на основе интегративного и дифференцированного подхода» (Изд-во КРИПКиПРО, срок публикации – II квартал 2016 г.);
- издано и принято к публикации 40 научных статей, в том числе в изданиях, индексируемых в российских и международных системах научного цитирования (РИНЦ, Web of Science, Scopus), материалах международных конференций в РФ, Польше, Болгарии, США);
- получен патент «Стандартизация показателей минеральной плотности кости поясничных позвонков (Standart LS): Свидетельство о государственной регистрации  программ для ЭВМ № 2014662120 / Захаров И. С., Колпинский Г. И., Иванов В. И. – КемГУ, № 2014618742; заявл. 20.08.2014; зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ, г. Москва, 24 ноября 2014 г.;
- получен патент на диагностическую автоматизированную программу «Старт» для оценки функциональных возможностей детей дошкольного возраста; Свидетельство о государственной регистрации  программы для ЭВМ № 2015615950 / Свиридова И. А., Миллер Н.А., Кошко Н. Н., Кривошеина Н. П.;  заявл. 27.05.2015;  зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ, г. Москва;
- подготовлена к лицензированию диагностическая автоматизированная программа «ПВС» (психовегетативный статус) для проведения массового скрининга и мониторинга показателей психовегетативной адаптации, развития, отношения к ценностям здоровья (документы направлены в Роспатент);
- участие в конференциях и выставках – 17 докладов;
- участие во Всероссийских конкурсах «Университетская книга» в г. Новосибирске и г. Москве;
- получено два лауреатских диплома  в номинации  «Ведущая научная школа» за комплект учебных пособий: «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования», «Физическая культура как средство адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни», «Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования» (под науч. ред. профессора Э. М. Казина).
В 2014 году заведующий лабораторией, д. б. н., профессор Э. М. Казин решением Президиума РАЕ награжден медалью С. И. Вавилова.
В течение отчетного периода «Лаборатория комплексных проблем здоровья и развития личности» активно участвовала в организации и проведении научно-методических семинаров, позволивших апробировать три диссертационных исследования по направлению «Психофизиология» и рекомендовать кандидатские диссертации Н. В. Аверьяновой, Ю. Ю. Коцебук, Н. П. Кривошеиной к защите в 2016 году.
В настоящее время лаборатория объединяет более 15 педагогов, научных сотрудников, специалистов, аспирантов и магистрантов Кемеровского госуниверситета и Кузбасского регионального центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
 

Положение о лаборатории.

Договор о создании лаборатории.

 

Конкурсы и гранты
Выигран Региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовым океаном» в 2015 году. Название проекта: Разработка, апробация и внедрение системы медико-социального и психолого-физиологического сопровождения семейного устройства воспитанников образовательных организаций интернатного типа для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей» 
Исполнители: д.б.н., профессор А.И. Федоров, к.б.н., доцент Н.Г. Блинова, к.б.н., доцент Л.А. Варич, к.б.н., ст. преподаватель Н.Н. Кошко. Совместно коллективом ГOО «Кузбасский Региональный  центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»» под руководством д.м.н., профессора И.А.Свиридовой (690 тыс. рублей).
 
Список основных научных публикаций сотрудников лаборатории за время ее существования:
Блинова, Н.Г. Взаимосвязь образа жизни и культуры здоровья с процессами адаптации к учебной деятельности у студентов / Н.Г. Блинова, Н.В. Аверьянова, Э.М. Казин // Валеология. - №1, 2014. - С. 21-25.
Казин, Э.М. Динамика некоторых показателей психофизиологического развития младших школьников во взаимосвязи с уровнем и структурой тревожности /В.А. Гуров, Э.М. Казин, Е.В. Белоногов// Scientific and Practical Journal of Health and Life Sciences. - № 2, 2014. - С. 11-16.
Казин, Э.М. Особенности личностного потенциала старшеклассников с различными типами вегетативной регуляции в условиях школьной адаптации /Л.А. Александрова, Е.В. Белоногова, Э.М. Казин, Н.П. Кривошеина// Scientific and Practical Journal of Health and Life Sciences. - № 3, 2014. - С. 47-56.
Казин, Э.М. Роль индивидуального регуляторно-адаптивного потенциала учащихся в организации процесса формирования культуры безопасного и здорового образа жизни /Э.М. Казин, И.С Морозова, Н.Н. Кошко, А.С. Шинкаренко// Scientific and Practical Journal of Health and Life Sciences. - № 3, 2014. - С. 37-46.
Казин, Э.М. Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи и педагогов: региональная проблема [Текст]: научно-теоретический журнал РАО "Педагогика", №4, /Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Е.Л. Руднева и др. - Москва, 2014. - С. 31-38.
Блинова, Н.Г. Влияние комплекса факторов на особенности адаптации перестроек организма студентов первого и третьего курсов гуманитарного и естественно-научного профиля /Н.Г. Блинова, Н.В. Аверьянова, Е.А. Буданова// Современные проблемы науки и образования. - №4, 2014.
Казин, Э.М. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе /Р.И. Айзман, Э.М. Казин, А.И. Федоров, А.С. Шинкаренко// Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та, 2014. - № 1 (17). - С. 9-17.
Казин, Э.М. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе /Н.П. Абаскалова, Э.М. Казин, А.С. Шинкаренко// Сибирский педагогический журнал. - № 3, 2014. - С. 180-185.
Аверьянова, Н.В. Особенности психофизиологического развития студентов в процессе обучения на факультетах естественнонаучного и гуманитарного профиля / Н.В. Аверьянова// Вестник Кемеровского государственного университета. – №1 (57). Т.2 – 2014. – С.90-96.
Казин, Э.М. Особенности организации преподавания "Основ безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС с учетом дифференцированного подхода /Э.М. Казин, А.И. Федоров, А.С. Шинкаренко// Сибирский педагогический журнал. - № 6, 2014. - С. 269-272.
Казин, Э.М. Возрастные и типологические особенности формирования культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования / Е.Н. Галынская Э.М. Казин, Л.А. Богданова // Валеология. - 2015. - № 1. - С. 95-103.
Казин, Э.М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов / А.Ю. Зверкова, Н.П. Абаскалова, Э.М. Казин // Валеология. - 2015. - № 2. - С. 34-41.
Казин, Э.М. Комплексная оценка адаптивного состояния студенток основной и специалльных медицинских групп / О.Н. Московченко, Э.М. Казин, Л.В. Захарова. - Валеология. - №3, 2015. - С. 136-142.
Казин, Э.М. Школьная адаптация подростков с различным типом вегетативной регуляции и проблемы формирования безопасного и здорового образа жизни обучающихся (методические и организационно-педагогические аспекты) / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Н.П. Абаскалова, Е.К. Айдаркин, А.И. Федоров, И.А. Свиридова // Валеология. - 2015. - № 1. - С. 42-49.
Федоров, А.И. Особенности взаимосвязи между показателями социально-психологической и физиологической адаптации детей старшего дошкольного возраста с различной степенью дефицитов развития / Н.П.Кривошеина, А.И. Федоров, Э.М. Казин, И.А. Свиридова, Н.Н. Кошко, М.С. Коломеец // Валеология. - 2015. - № 2. - С. 53-58.
Варич, Л.А. Индивидуальный подход на занятиях физической культурой и спортом: здоровьесберегающий аспект / Л.А. Варич, Е.В. Мурышкина, Н.Г. Потапова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - Кемерово, 2015. - № 2 (18). - С. 108-112.
 
 
Результаты интеллектуальной деятельности:
Свиридова И.А., Миллер Н.А., Кошко, Н.Н., Кривошеина, Н.П. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015615950 «Диагностическая автоматизированная программа «Старт»» /  Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам, товарным знакам, Москва, 27.05.2015

Дата последнего обновления: 29.09.2016

Загрузка...